14.11.2023

Порядок обращения в органы прокуратуры с жалобой на судебные решения по уголовным делам

Текст

Поделиться
Работа органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры рассматриваются обращения, полученные в письменной форме, по почте, телеграфу, факсимильной связью, информационным системам общего пользования, направленные средствами массовой информации. Устные обращения подлежат рассмотрению в случаях, если получены на личном приёме сотрудником прокуратуры. Для лиц, ограниченных в передвижении по состоянию здоровья, прокурорами организуется личный приём на дому либо в лечебных учреждениях. Рассмотрение обращений, переданных телефонной связью, в органах прокуратуры не предусмотрено.

При составлении обращения в прокуратуру следует учитывать общие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к обращениям граждан в государственные органы. Так, обращение должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес для получения корреспонденции, ответ на обращение не дается.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

При наличии в таком обращении достаточных данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ. В соответствии с пп. 2.4. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Зачастую в обращениях заявители ставят вопрос о необходимости дать указание государственному обвинителю, участвующему в рассмотрении дела, заявить ходатайство о вызове свидетелей, назначении судебной экспертизы, затребовании документов и прочие, изменить тактику поддержания государственного обвинения, определённым образом оценить те или иные доказательства. Следует отметить, что предоставление государственным обвинителем в состязательном процессе доказательств в обоснование своей позиции является его обязанностью. Наряду с этим государственный обвинитель сам определяет объём доказательств, которые он должен представить суду, тактику поддержания государственного обвинения, руководствуясь законом, т.к. является процессуально самостоятельным лицом.

Значительную часть обращений, поступающих в органы прокуратуры, составляют жалобы о несогласии с судебными решениями по уголовным делам, вступившими в законную силу. Заявителями являются осуждённые, потерпевшие, их защитники, представители, родственники, иные лица. В обращениях ставятся вопросы о необходимости отмены или изменения приговоров, определений, постановлений судов различных инстанций.

Заявителям необходимо знать, что, согласно ч.1 ст.118 Конституции Российской Федерации, правосудие осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица, в том числе и органы прокуратуры, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Обжалование действий и решений суда в рамках уголовного судопроизводства производится в строгом соответствии с положениями уголовно-процессуального закона.

Согласно ст. 401.2 УПК РФ, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители вправе обратиться с кассационным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.

Решение об обжаловании вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда может быть принято прокурором в случае выявления существенного нарушения судами уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона, что повлияло или могло повлиять на исход дела.

Такие нарушения выявляются после тщательного изучения судебных постановлений, протоколов судебных заседаний, материалов дела, на которых заявитель основывает свои доводы. В связи с тем, что органы прокуратуры не наделены правом истребования уголовных дел из судов, то к обращению заявителю целесообразно прилагать копии судебных решений, принятых по уголовному делу, а в случае необходимости – и иные документы (копии протоколов судебных заседаний, заключений экспертов, протоколов следственных и процессуальных действий и прочие, на которые ссылается заявитель).

При несогласии с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, заявитель вправе обжаловать его только вышестоящему прокурору в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует учитывать, что отказ прокурора в удовлетворении обращения о принесении кассационного представления на судебное решение по уголовному делу не препятствует лицам, указанным в ч.1 ст.401.2 УПК РФ, обратиться в кассационный суд самостоятельно. Правом обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений наравне с прокурорами наделены осуждённые, оправданные, их защитники и законные представители, потерпевшие, частные обвинители их представители, а также иные лица, в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Помощник прокурора района
Д.И. Зубченко


Вернуться в список новостей